Информационное сообщение.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
В центральном офисе НПП «Атамекен» прошла видеоконференцсвязь, на которой бизнесмены из регионов смогли задать свои вопросы представителям АО «КазТрансГаз».
Чтобы разговор получился конструктивным, на встречу также были приглашены специалисты комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
В основном предпринимателей малого и среднего бизнеса интересовали вопросы, касающиеся условий закупа газа предусматривающие стопроцентную предоплату, а также тарифы на газ и возможность их снижения.
По первому вопросу газовики объяснили предпринимателям причины предоплаты за газ, назвав их вынужденными. Национальный газовый оператор сам покупает у недропользователей именно тот объем газа, который заказывают потребители. При этом, на сегодняшний день долг за уже предоставленный потребителям газ по Казахстану превысил 20 млрд. тенге и отмена требования предоплаты повлечет еще большее увеличение долга.
Кроме этого, в случае недобора или перебора заказанных объемов возникают технологические трудности из-за перепадов давления в газопроводах. Как отметили газовики, два раза в течении месяца объемы заказа могут быть подкорректированы предпринимателями.
Во время диалога представители газового оператора отметили, что готовы рассмотреть отмену предоплаты, но в зависимости от объемов потребления. В первую очередь, мера может коснуться индивидуальных предпринимателей. «Мы готовы к диалогу. Давайте исходить из потребления газа. В этом вопросе мы рассчитываем на честный диалог со стороны бизнеса», — заявил заместитель Генерального директора АО «КазТрансГаз» Ерканат Темирханов.
«Если мы хотим достигнуть доли МСБ в экономике 50%, то просим оператора пойти навстречу. Тем более, что по Предпринимательскому кодексу малый бизнес приравнен к физическим лицам, а они имеют отсрочку по оплате на месяц. Да, в регионах точечно вопрос решается: за счет меморандумов, согласительных комиссий, в судебном порядке. Но бизнесу нужно работать, иначе он так в судах погрязнет. Думаю, в этом вопросе нам нужно найти консенсус с АО «КазТрансГаз Аймак», он пойдет навстречу», — заявил заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Олжас Каржауов.
Не менее актуальная проблема – штрафные санкции за неиспользованные объемы газа. К примеру, предприятие подает заявку на потребление 80-ти кубов в месяц, но по факту использует 60, за что монополист выставляет штраф. Первый заместитель Генерального директора АО «КазТрансГаз Аймак» Галым Айдосов, ссылаясь на пункт 4 статьи 9 Гражданского кодекса, объяснил законность этой нормы, и пояснил, почему существуют такие требования. «Газ на складе не находится, он заводится в единую газотранспортную систему и рассчитывается между потребителями. Поэтому, «хочу потребляю, а хочу не потребляю» – такое невозможно. Ведь даже в случае перебора газа, его может не хватить, например, крупной коммунальной компании и город может остаться без тепла. Но у вас, как у покупателей, есть возможность ежемесячно 2 раза корректировать данный объем. Вы за 10 дней до начала месяца можете это сделать, и второй раз – в середине месяца», — сообщил Айдосов.
«Атамекен» предложил для удобства предпринимателей перевести услугу по корректировке объемов в электронный формат в рамках программы «Цифровой Казахстан». Аналогично в НПП предложили оцифровать получение технических условий для бизнеса.
По второму вопросу предпринимателям был подробно разъяснен принцип ценообразования, который полностью находится под контролем Правительства. Как отметили представители антимонопольного ведомства, от 60 до 80% цена товарного газа на внутреннем рынке зависит от стоимости газа у недропользователей. Остальное составляет очистка, осушка, доведение газа из месторождений до товарного вида, а также его транспортировка. Из-за больших расстояний от месторождений на западе Казахстана, до южных регионов, цена соответственно увеличивается. При этом КазТрансГаз дотирует отечественных потребителей, поставляя голубое топливо в убыток себе.
Все рассмотренные во время видеоконференции и требующие более детального анализа вопросы были запротоколированы. Как пообещали представители палаты предпринимателей, такие встречи, с решением актуальных проблем, будут проводиться на регулярной основе.